Формирование законопослушного поведения, толерантного сознания и личной безопасности детей

 

 

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА

 

Как сделать жизнь дошкольника безопасной дома?

КАКИЕ ОПАСНОСТИ ПОДСТЕРЕГАЮТ РЕБЁНКА?

Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед.

ОДИН ДОМА

В каком возрасте ребёнка уже можно оставлять одного?

Тут всё индивидуально. Имеет важность возраст ребёнка, уровень его самостоятельности и степень вашего доверия ему. Как только вы решили приучать ребёнка оставаться на какое-то время одному дома, обратите внимание на некоторые важные детали:

  • Научите ребёнка пользоваться телефоном. Напишите телефоны родителей и служб безопасности на видном месте. Объясните правила безопасности общения по телефону с незнакомыми людьми. Учите запоминать и произносить своё имя, а также имена родителей, адрес, номер телефона.
  • Поместите опасные для ребёнка предметы в недоступную для него зону (лекарства, бытовую химию, режущие предметы, спички). Перед уходом проверяйте, выключили ли вы газ и электроприборы.
  • Учите ребёнка технике безопасности с газовыми и электроприборами.
  • Объясните, как опасны для ребёнка спички и розетки.
  • Выходя, тщательно закрывайте окна, балконы и входную дверь.
  • Объясните ребёнку, что нельзя открывать дверь незнакомцам. Известно, что злодеи нередко использует доверчивость и наивность детей. По большей мере в это виноваты родители, не объясняющие крохе с ранних лет правила поведения с незнакомцами. Чтобы научить малыша осторожности, нужно доступно донести ему информацию, что все, не являющиеся родственниками, — посторонние люди (даже если они появляются дома).

РЕБЁНОК И ЛИФТ

Лифт кажется дошкольнику весёлым аттракционом, на котором можно прокатиться. Чтобы избежать травматических ситуаций, ребёнку следует объяснять правила эксплуатации лифта. Учите, что делать, если лифт застрял, как безопасно вести себя в лифте, стоит ли заходить в лифт с посторонними.

ОПАСНОСТИ ДОМА

Квартира или дом – это первое место, где ребёнок начитает развиваться и познавать мир. Источники бытовых травм: лекарства бытовая химия вода газ горячие предметы и огонь скользкие полы острые углы окна.

КАК СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ЖИЗНЬ МАЛЫША ДОМА БЕЗОПАСНОЙ?

  • Старайтесь не оставлять детей без присмотра.
  • Не держите на видном месте моющие средства (под раковиной) и лекарства (в тумбочке).
  • Помогайте ребёнку мыться в ванне.
  • Уберите подальше от малыша спички и зажигалки, ножи, ножницы и иглы.
  • Оставляя ребёнка одного в комнате, убедитесь, что окна и балконные двери закрыты. Москитные сетки не спасают от падения.
  • Демонстрируйте хороший пример сами: не высовывайтесь из окон, не сидите на краю ванны.

БЕЗОПАСНАЯ ПРОГУЛКА

  • Чтобы сделать прогулку дошкольника приятной, нужно позаботиться о его безопасности.
  • Выбирайте безопасное место для игр, подальше от шоссе.
  • Внимательно следите за малышом у качелей, на горках и других аттракционах. Учите ребёнка быть осторожным, приближаясь к качелям.
  • Соблюдайте правила дорожного движения и учите им ребёнка. Объясняйте ребёнку, что нужно следить, не едет ли машина во дворе. Не разрешайте доставать мяч из-под машины. Обучите технике безопасности при катании на самокате и велосипеде.
  • Не позволяйте ребёнку приближаться к животным – бродячим или чужим. Они могут оказаться злобными.

Объём знаний по безопасности для дошкольника:

  • Ребёнок дошкольного возраста должен знать данные о себе (фамилию, имя, адрес, имена родителей).
  • Малышу должны быть известны правила безопасности, когда он находится дома.
  • Он должен понимать опасность огня, электрического тока, горячих приборов, окон.
  • Ребёнок должен быть проинформирован, что не должен открывать дверь незнакомцам и разговаривать с ними по телефону.
  • Ребёнок должен понимать основы безопасного поведения на улице: не поднимать шприцы и бутылки, осколки, не вступать в беседу с посторонними и никуда с ними не ходить, не брать ничего из рук незнакомцев, не приближаться к собакам, не лазить высоко.
  • Малыш должен быть знаком с правилами пребывания в детском саду: не убегать за пределы сада, спокойно играть с детьми, слушаться воспитателя.
  • Ребёнка нужно знакомить с правилами поведения в опасных ситуациях (пожарах, отравлениях газом, поражениях электротоком, землетрясениях, наводнениях, ударах молнией, ураганах и т.д.).
  • Ребёнок дошкольного возраста должен знать правила поведения на дороге и основные понятия: «зебра», «светофор», «красный свет», «подземный переход» и т. д.
  • Малышу нужно рассказывать о правилах безопасности, находясь на солнце, на льду, у воды.
  • Дошкольника нужно обучать базовым принципам здорового питания и укрепления организма. Ему нужно объяснять, что является полезным, а что — нет.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 

 

Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность — это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это:

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей.
  • Умение понимать и познавать других людей.
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
  • Толерантность — это качество личности, которое проявляется, когда взаимодействуют два или больше человек и эти люди чем-либо отличаются друг от друга — цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением.
  • Толерантным будет считаться тот человек, который относится к отличному от него человеку без внутреннего протеста, т.е. принимая его таким, какой он есть.
  • Толерантное отношение основывается на способности к сопереживанию и стремлении к взаимопониманию. Оно может быть основой толерантного поведения.
  • Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно то, есть ли в нас стремление к толерантным взаимоотношениям.

Толерантную личность отличают такие качества как: 

  • уважение мнения других;
  • доброжелательность;
  • желание что-либо делать вместе;
  • понимание и принятие;
  • чуткость.

А интолерантную личность характеризуют:

  • непонимание;
  • игнорирование;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • выражение пренебрежения;
  • раздражительность;
  • равнодушие;
  • цинизм.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. 

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

Советы по формированию толерантности

  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует  умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Учитесь путём тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
  • Становясь старше, всё больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
  • Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
  • Не страдайте от того, что не всё упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир — единственный.
  • Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
  • Будьте реалистами, не ждите лёгкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
  • Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости — извиняться.
  • Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
  • Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Формирование законопослушного поведения детей в МБДОУ «Детский сад №116» осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ. В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих ДОУ, принимает меры по их воспитанию, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей. 

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений детей в образовательной организации организуется внутрисадовый учет дошкольников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутрисадовый учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях с заведующим, родительских собраниях.

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели и администрация ДОУ осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи родителей воспитанников с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические беседы, взаимодействуют со специалистами Комиссии по правам несовершеннолетних и защите их прав, ДООспЦ, Центра социальной помощи семье и детям, осуществляют работу с семьями состоящим на учете в КДН.

 

ПЛАН РАБОТЫ

по формированию законопослушного поведения детей

ЦЕЛЬ: формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье.

ЗАДАЧИ:

  • профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактика семейного неблагополучия;
  • формирование у дошкольников  системы ценностей, ориентированной на ведение образа жизни, соответствующего нормам общества;
  • развитие деятельности МДОУ на совершенствование системы ранней профилактики правонарушений и патриотического воспитания дошкольников;
  • повышение потенциала семьи в вопросах профилактики правонарушений;
  • вовлечение родителей семей «группы риска» в воспитательно-образовательную жизнь детского сада;
  • обеспечение информационно-пропагандистской деятельности по формированию системы здорового образа жизни.
Мероприятия Исполнители Сроки
1 Выявление и составление банка данных семей «группы риска», неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и организация контроля за ними. заведующий

старший воспитатель

воспитатели

в течение года
2 Посещение детей на дому  с целью выявления семей, находящихся в социально-опасном положении, обследования жилищно-бытовых условий воспитанников из семей «группы риска» заведующий

воспитатели

в течение года
3 Составление плана работы по профилактике безнадзорности и правонарушений для каждой группы старший воспитатель октябрь
4 Выявление детей, длительное время не посещающих ДОУ заведующий по факту пропуска ДОУ
5 Разработка индивидуальных планов на группах коррекции и сопровождения несовершеннолетних, семей, находящихся в социально-опасном положении старший воспитатель

воспитатели

по мере выявления 
6 Проведение семинаров с воспитателями по проблемам правонарушений несовершеннолетних Заведующий

старший воспитатель

1 раз в год
7 Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей (Дней семьи, клубов семейного общения, спортивных соревнований, родительских клубов и т.д.) воспитатели  в течение года 
8 Организация правового просвещения родителей, оформление информационного уголка с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей старший воспитатель обновление стенда в течение года
9 Разработка и распространение памяток среди родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей», «Жестокое обращение с детьми», размещение информации «Телефон доверия – шаг к безопасности» воспитатели в течение года
10 Оказание методической помощи педагогическому коллективу в разработке личностно-ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей старший воспитатель

воспитатели

в течение года
11 Организация и проведение семинаров по проблемам педагогического общения с детьми, нравственно-правового воспитания старший воспитатель в течение года 
12 Организация медицинского обследования дошкольников специалист по охране здоровья и организации питания в течение года
13 Акция «Вместе ради детей» (к 1 июня) заведующий

старший воспитатель

воспитатели

июнь
14 Профилактические беседы с детьми на темы:

  • «Быть здоровым – модно»
  • «Как сохранить здоровье»
  • «Чтобы не было слёз»
  • «В здоровом теле – здоровый дух» и т.д.
воспитатели в течение года
15 Обобщение для использования в дальнейшей работе и пропаганде в СМИ позитивного опыта профилактической работы с детьми и семьями «группы риска» заведующий

старший воспитатель

май-июнь
16 Анализ работы ДОУ по профилактике правонарушений заведующий

старший воспитатель

Май
17 Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по оказанию неблагополучным семьям посильной помощи заведующий

старший воспитатель

воспитатели

по мере необходимости
18 Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей, оказание адресной помощи педагог-психолог учитель-логопед по мере необходимости
19 Консультации для родителей:

  • «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей»;
  • «Если ребенок грубит»;
  • «Агрессивные дети»,
  • «Обиды»,
  • «Сценарий жизни».  
  • «Любить ребенка. КАК?»
  • «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей»
  • «Поощрение и наказание»
  • «Отец в воспитании»
  • «Жестокое обращение с детьми»
  • «Создание благоприятной семейной атмосферы»
старший воспитатель

воспитатели

в течение года
20 Организация совместной деятельности с родителями воспитанников:

  • спортивные праздники
  • дни здоровья
  • творческие мастерские
  • конкурсы
  • праздники
старший воспитатель

воспитатели

музыкальный руководитель

инструктор по физической культуре

в течение года
21 Выпуск информационных листов и буклетов:

  • «Права и обязанности родителей»;
  • «Жестокое обращение с детьми»;
  • «Заповеди для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье»;
  • «Домашнему насилию нет оправданий»;
  • «Это должен знать каждый родитель»
старший воспитатель 

воспитатели 

в течение года 
22 Осуществление оперативного взаимообмена информацией с образовательными учреждениями о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детях и семьях, находящихся в социально-опасном положении

старший воспитатель

воспитатели

в соответствии с запросом в течение года
23 Организация контроля в ДОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

заведующий

старший воспитатель

в течение года

 

 

Просмотров: 2358